Вечер 8 июля 2022 г. посвящен сопоставлению двух фильмов о Первой мировой войне, снятых в начале 1930-х годов, и двух позиций в отношении к феномену войны – «патриотической», беллицистской (bellum. лат. – война) и пацифистской, антивоенной.
Что вас ждет:
Во вступительном слове И. Д. Чечота будут показаны материалы из истории творческой интерпретации войны как с позиции пацифизма, так и с государственно-патриотической и националистической позиции – в литературе, живописи и графике. Лектор остановится на нюансах трактовки пацифизма в политологии, а также расскажет об истории создания обоих фильмов, об их авторах и актерах.
Иван Дмитриевич Чечот – кандидат искусствоведения, заведующий сектором истории и теории изобразительного искусства и архитектуры Российского института истории искусств, доцент СПбГУ.
Продолжительность лекции 45 минут + вопросы.
Первым будет показан фильм «Штурмовой батальон 1917» (1934 год), автором которого является режиссер, писатель и политический деятель национал-социалистического движения Ганс Цоберлейн (1895-1964). Этот пропагандистский фильм имел огромный успех у зрителей нацистской Германии. После 1945 г. оригинал был надолго утрачен, но позднее обнаружен в немецких архивах. Фильм существует в оригинальной и в отредактированной (сокращенной на полчаса) версии для американского зрителя. Жертвой цензуры пали при этом патриотические сцены националистического содержания – марш, песни и т.п. Мы показываем оригинал фильма. Литературной основой фильма является роман Г. Цоберлейна «Вера в Германию – воспоминания о военных событиях от Вердена до катастрофы» (1931, 889 стр.), один из наиболее знаменитых романов о войне. Фильм знаменит батальными сценами, они воспринимаются как ожившие фотографии с фронта в Шампани и Фландрии, под Камбрэ. Несмотря на нечеловеческие страдания, все участники битвы сохраняют присутствие духа. Война для них тяжелая изнурительная работа ради мира.
Продолжительность фильма 1 час 58 минут.
Второй фильм, «Западный фронт 1918 – четыре пехотинца» (1930 год) произведение знаменитого режиссера немецкого кино Георга Вильгельма Пабста (1885-1967). Фильм на семь месяцев опередил прославленную картину американского режиссера Льюиса Мальстоуна «На западном фронте без перемен» (1930), ставшую предметом политического скандала на премьере в Берлине – сражения между нацистами и левыми в кинотеатре «Метрополь» на Ноллендорфплац. Фильм Пабста основывается на романе Эрнста Иоханссена «Четверо пехотинцев. Последние дни на Западном фронте в 1918 г.» (1929). Художником фильма выступил Эрне Метцлер, австровенгерский и американский авангардист. Фильм антивоенный и потому не менее политический, чем первый. Баталлистика отступает в нем на второй план. Вперед выходят судьбы отдельных героев, которых играют выдающиеся актеры: Фриц Камперс, Густав Диссль, Карл Бальхаус. Фильм заканчивается трагически, главный герой сходит с ума.
В 1933 г. фильм был запрещен с подачи «Немецкого института кино» как «совершенно одностороннее и потому не правдивое изображение войны… угрожающее жизненно необходимым интересам государства сохранять и поддерживать обороноспособность народа».
Продолжительность фильма 1 час 15 минут.
Партнеры проекта:
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.